27 февраля 2019 г. в Клубе прошла очередная встреча любителей зарубежной литературы. «Париж в литературе, живописи и музыке» - такова была ее тема. Встречу открыла Ф.А. Абилова небольшой речью о великих городах Европы. Затем прозвучали сообщения студентов филологического факультета о произведениях, местом действия в которых является Париж. Это «Собор Парижской богоматери» В. Гюго, «Дама с камелиями» А. Дюма-сына, эссе о парижских бульварах Бальзака, это книга Э. Хемингуэя «Праздник, который всегда с тобой». Самой значительной частью встречи стали стихи французских поэтов начала конца XIX - начала ХХ века – Бодлера, Верлена, Рембо, Нерваля, Готье, Аполлинера, Корбьера и др. Комментарий к стихам «прóклятых поэтов» предварительно сделала доцент Исрапова Ф.Х. Стихи читали будущие журналисты, будущие учителя русского и иностранного языков Дагестанского университета и Университета народного хозяйства. Финалом встречи стало прекрасное выступление заведующего кафедрой французского языка ДГУ Абакарова Ибрагима Магомедовича, познакомившего присутствующих с тем, как звучат стихи на французском, сумевшего пробудить у всех желание напеть знакомые и любимые песни вместе с Джо Дасеном.
Как всегда, отличное сопровождение подготовила Р. Сайпулаева: Ив Монтан, Эдит Пиаф, Шарль Азнавур, Патрисия Каас – песни в их исполнении давали участникам встречи почувствовать себя чуть-чуть ближе к Парижу, а пейзажи художников-импрессионистов помогли понять молодым людям, которые пока еще не видели других городов кроме того, в котором живут, каким бывает подлинно прекрасный город и каким вообще город должен быть.
Предлагаю Вашему вниманию программу прошедшей встречи, выполненную на все 100%.
-
Вступительное слово – доцент Абилова Ф.А.
-
Стихотворение Ж. де Нерваля «Собор Парижской богоматери» - читает Слонова
-
Сообщение на тему «Парижский текст в романе В. Гюго “Собор Парижской богоматери”» - Ахмедилова Х.
-
О Париже в романе А. Дюма-сына «Дама с камелиями» - Курбанова З.
-
Музыкальный фрагмент из оперы Дж. Верди «Травиата».
-
Эссе Бальзака «Парижские бульвары» - читает Таджибова.
Литературно-музыкальная композиция «Стихи французских поэтов рубежа XIX – XX вв.»
Французские поэты-символисты в истории европейской поэзии – сообщение доцента Исраповой Ф.Х.
-
П. Верлен «Калейдоскоп» - читает Акаева
-
П. Верлен «Трактир» - читает Юсупова
-
Т. Корбьер «Днвной Париж» - Умалатова
-
Т. Корбьер «Ночной Париж» - Курбанмагомедова
-
Г. Кан «Хмурый день» - Магомедова П.
-
Ж Лафорг «Большая жалоба города Парижа» - Акаева
-
П. Верлен «Ночное впечатление» - Магомедова А.
-
П. Верлен «Парижский ноктюрн» - студенты ДГУНХ
-
Т. Готье «На мосту Турнель» - Габибова
-
Ж Превер «Сена, встретившая Париж» - читают студенты 2 и3 курсов ФФ
-
Г. Аполлинер «На мосту Мирабо» - Магомедова П.
-
П. Верлен «На тротуарах грязь» - Нурмагомедов
-
П. Верлен «Городской пейзаж» - читает Исрапова Ф.Х.
-
Т. Корбьер «Прерванная идиллия» - студенты ДГУНХ
-
П. Верлен «Ретирада»- студенты ДГУНХ
-
Ш. Бодлер «Пейзаж» -Велиева.
О книге Э. Хемингуэя «Праздник, который всегда с тобой» рассказала студентка 2 курса Абдулфатахова.
Абилова Ф.А. Город как текст
Все в мире существует для того,
Чтобы завершиться некоей книгой.
С. Малларме.
Знаменитые города Европы… Их много, настолько много, что современная Европа «все больше и больше состоит не из стран, а из городов», - считает П. Вайль, известный культуролог, эссеист-литературовед и путешественник. В каждом из этих городов – свои правила, нормы жизни и даже свои специфические обитатели. Например, в Париже предпочитали жить художники, а в Лондон стремятся убежать олигархи.
Но есть города не просто знаменитые, а достойные звания великих, и о них почти всё знают все, даже те, кому ни разу не удалось там побывать. Откуда это знание? Из книг, разумеется. Прежде всего, из книг. Путеводители, путевые заметки, научно-популярные и искусствоведческие издания были и остаются основным источником знаний о великих городах. В последние годы с этим успешно справляются также ТВ и Интернет. Интереснейшие документальные фильмы показывают, и весьма подробно, памятники искусства, архитектурные шедевры великих городов и окружающие их природные ландшафты; ведущие доходчиво рассказывают о месте и роли города просто в истории и в истории культуры, потому что великий город – это всегда центр культуры.
Город – это всегда особая точка, с которой связана определенная мифологема, сакральное построение, экзистенциальное переживание. Это многомерная пространственная структура. Пространство города изменчиво и динамично. Людей, живущих в городе, тоже характеризует подвижность, в восприятии двух человек образ одного и того же города будет отличаться. У всякого горожанина есть свои ассоциации, связанные с той или ной частью города. Воспринять город целиком невозможно, это всегда фрагментарность, акцент на деталях, поэтому город представляется как гигантский и постоянно меняющийся коллаж.
В каждом из великих городов – свои достопримечательности, памятники, соборы и университеты, знаменитые улицы и музеи, которые формируют образ города и позволяют на визуальном уровне отличить один от другого. Зафиксированные в нашей памяти, эти материальные объекты не только продолжают вызывать наш восторг, но возвращают нам связанные с ними ощущения, состояния, переживания. Эстетические функции, таким образом, соединяются с душевным миром человека, пространственные образы становятся способом выражения непространственных отношений, метафорами определенных состояний, отношения к миру и бытию. Так складывается понятие «городского текста», означающее превращение эмпирического образа города в художественный. Вот этот художественный образ, а не то, что можно увидеть по ТВ или успеет схватить взгляд спешащего туриста, и составляет основу наших представлений о великих городах.
Самый известный из великих городов – конечно же, Париж. Любая фраза, сказанная сегодня о Париже, обречена на банальность. Эпитеты великолепный, прекрасный, очаровательный, восхитительный и т.п., часто цитируемые крылатые слова «Париж стоит обедни», «увидеть Париж и умереть» стали избитыми клише, но по-прежнему передают эмоции радости, восторга и опьянения этим городом.
Парижский текст по-настоящему рождается в XIX веке, несмотря на древность города. Именно в литературе XIX века изобретается язык описания нового – урбанистического, индустриального и капиталистического – мира. Именно в это время Париж становится таким, каким мы его знаем, - с широкими проспектами, с прекрасными зданиями, по которым можно учиться распознавать стили, с выдающимися архитектурными сооружениями. Но нельзя сказать, что Париж безоговорочно восхищал и пленял всех людей искусства. У каждого побывавшего в этом городе, у каждого писателя, живописца, музыканта – свой Париж. И. Бродский, например, признавался, что Италия произвела на него гораздо большее впечатление, чем Париж. В одном из своих стихотворений он писал:
Париж не изменился. Плас де Вож
по-прежнему, скажу тебе, квадратна.
Река не потекла еще обратно
Бульвар Распай по-прежнему пригож.
Из нового – концерты за бесплатно
и башня, чтоб почувствовать – ты вошь.
Однако все – и те, кто восхищается Парижем, и те, чьи ожидания он «обманул», подходят к Парижу как к некому эталону, мерилу исторических и культурных ценностей. Вот что говорил В. Гюго, чье творчество неотделимо от истории города: «У Рима больше величия, у Трира больше старины, у Венеции больше красоты, у Неаполя больше прелести, у Лондона больше богатства. Что же есть у Парижа? Революция. Париж – это город-ось, вокруг которой в один прекрасный день повернулась история. У Палермо – Этна, у Парижа – мысль. Константинополь ближе к солнцу, Париж ближе к цивилизации. В Афинах воздвигли Парфенон, а в Париже свергли Бастилию».
В сознании людей Париж всегда разный. Для одних это центр искусств, наук, для других – веселый ночной Париж, Мекка для ищущих развлечений туристов. «Каков этот Париж? Какое величественное название», - думала Эмма Бовари, героиня романа Г. Флобера. В своих мечтах она видела Париж, где «в отдельных кабинетах ночных ресторанов хохотала при блеске свечей пестрая толпа литераторов и актрис. Они были щедры, как цари, полны идеальных стремлений и фантастических прихотей». Так думали и мечтали о Париже многие, но действительность разрушала эти иллюзии, часто только для того, чтобы рождать новые. В чем же секрет этой притягательности? На этот вопрос пытались ответить многие. Мы сделали еще одну попытку, обратившись к произведениям литературы.