19 февраля 2020 года в махачкалинском лицее №5 состоялась встреча со старшеклассниками, активными участниками мероприятий ИКПЦ «Диалог», в рамках которого действует Клуб любителей зарубежной литературы. Встречу, тема которой была обозначена как «», провели доценты кафедры русской литературы Ф.А. Абилова и Ф.Х. Исрапова. Для обсуждения были выбраны две пьесы, героями которых являются ученые: «Жизнь Галилея» Бертольта Брехта и «Физики» Фридриха Дюрренматта. В ходе обсуждения проблемы определились серьезные вопросы, ответы на которые найти оказалось непросто:
-
несет ли ученый ответственность за последствия своих открытий?
-
наука должна иметь практический, прикладной характер или ограничиться фундаментальными исследованиями?
-
можно ли заниматься наукой на коммерческой основе или на общественных началах?
-
какой должна быть роль государства в организации научных исследований и использовании их результатов?
В пьесе Б. Брехта Галилей предстает трагической фигурой. Доказав правоту идей Джордано Бруно о том, что не земля, а солнце находится в центре Вселенной, он поставил под сомнение Священное писание, в котором обосновывалось необходимость труда, терпения, голода, бедности. Народ увидел в открытии Галилея сигнал к перевороту на земле, в общественных отношениях. Но поддавшись своим плотским слабостям, испугавшись пыток, он отрекся от своего учения, изменив тем самым науке, народу, делу своей жизни. Б. Брехт отказывает своему герою в оправдании, поэтому в его пьесе Галилей не произносит легендарную фразу «А все-таки она вертится!».
В окончательной редакции появившись под впечатлением взрывов над японскими городами Хиросима и Нагасаки, пьеса Б. Брехта стала словом предостережения: ученые могут сделать жизнь человека и общества более комфортной и более гуманной, но могут создать мощное оружие, способное уничтожить мир.
С пьесой Б. Брехта перекликается и одновременно полемизирует пьеса швейцарского драматурга Ф. Дюрренматта «Физики», написанная в жанре трагикомедии. Главный герой -ученый Мёбиус, сделавший открытия, в результате которых могут появиться невиданные ранее виды энергия и техника. Опасаясь, что его открытия могут быть использованы против человечества, он считает необходимым отказаться от дальнейшей научной работы и скрывается в сумасшедшем доме. Но эта позиция неучастия не решает проблемы: открытия Мёбиуса становятся собственностью доктора Цанд. Человек оказывается бессильным перед лицом дисгармонического мира и вызывает разные чувства: от сочувственного отношения до иронии.
Наша беседа завершилась в лучших традициях интеллектуальной драмы – открытым финалом. Невозможным оказалось найти однозначные ответы на поставленные вопросы. Значит, разговор не закончился, поиски ответов будут продолжаться.