21 апреля 2019 г.
И снова Библионочь…
Библионочь-2019, посвященная театральной теме и определившая своим центральным образом знаменитую формулу «жизнь есть театр», прошла в Научной библиотеке ДГУ им. А.А. Абилова 19 апреля. О том, как менялось содержание известной метафоры с течением времени, рассказала открывшая встречу любителей театра доцент кафедры русской литературы Ф.А. Абилова.
Театр в самых разных его ипостасях – от балагана на площади до рафинированных форм театрального искусства – с давних пор стал способом развития культуры в человеческом обществе. Восприятие театра как модели мироздания, а людей – как актеров на сцене жизни лежит в основе всей европейской культуры. Особое значение метафора «жизнь есть театр» получила в эпоху Возрождения в творчестве Шекспира, когда она стала не только поэтическим, но и мировоззренческим принципом. Поначалу эта формула отражала веселую динамику жизни, обрушивая все, что казалось незыблемым и безусловным. В эпоху позднего Возрождения прозвучат слова Макбета, героя одноименной трагедии Шекспира: «Жизнь – это только тень, комедиант, паясничающий полчаса на сцене и тут же позабытый; это повесть, которую пересказал дурак…».
На рубеже XVIII – XIX в., в творчестве романтиков, взаимопроникновение жизни и искусства стало наиболее характерным мотивом в литературе. «Я рожден, чтоб целый мир был зритель торжества или гибели моей» писал М. Лермонтов. Но у них же театральность поведения начинает восприниматься как фальшь, как ложный пафос. В литературе Серебряного века творческая идея становится моделью бытия в жизни. «…жизнь человека это данная ему роль, и от него зависит понять эту роль и осветить ее творчеством», - писал А. Блок.
В начале ХХ века эта формула обретает новую жизнь и новое значение. В романе С. Моэма «Театр» театральность становится способом переосмысления действительности с целью ее облагораживания, эстетизации: «Мы берем их глупые, мелкие чувства и преобразуем их в произведения искусства, мы создаем из них красоту…».
Каждое время наполняет формулу своим содержанием, не утрачивая своей актуальности и в наши дни.
О рождении театра в Древней Греции, о театральных жанрах и их эволюции рассказал доцент кафедры русской литературы А.Е. Плохарский. А затем начался театральный марафон. Студенты русского отделения и отделения журналистики филологического факультета представили фрагменты из пьес Софокла, Аристофана, учащиеся махачкалинского лицея №8 - попурри из сказок братьев Гримм и Ш. Перро. Выступления сопровождались слайд-шоу с изображениями театра соответствующих эпох.
Затем, как в настоящем театре, был объявлен антракт, и как в настоящем театральном буфете актеры и зрители смогли подкрепиться, чтобы перейти ко второму действию. Оно развивалось на двух площадках: в конференц-зале под руководством доцента кафедры русской литературы Ф.Х. Исраповой проходило чтение стихов о театре. Их сопровождал перформанс: художник Мурад Халилов рисовал, и создаваемая им картина синхронно воспроизводилась на экране, пока одно за другим звучали голосами наших студентов стихотворения А. Блока, Б. Пастернака, О. Мандельштама, П. Верлена и А. Рембо. Закончилось чтение – и остановился процесс создания картины, в которой ритмы, звукосочетания и смыслы поэтической речи преобразились в линию и цвет. Произошло удивительное сотрудничество того, кто читает стихотворение, и здесь и сейчас работающего художника, осуществилось соединение текста и рисунка, поэтического образа и образа живописного, возникло расширение и обогащение культурного пространства, художественного сознания молодых людей.
Вторая площадка была отдана любителям чтения незнакомого текста. Были подобраны произведения английских, русских, ирландских, чешских, японских и других писателей, связанные с темой мероприятия. Такое чтение также пробуждает интерес к литературе, декламации, искусству в целом, подталкивает вперед, не давая застаиваться и плесневеть разуму и чувствам. Немного поиграли, разгадывая викторину на театральные темы. В финале программы наиболее активные участники Библионочи-2019 были награждены грамотами и книгами.