Как использовать время после поступления в аспирантуру
Сразу после зачисления в аспирантуру необходимо явиться на кафедру, обратиться к научному руководителю по вопросу темы и планирования работы для подготовки диссертационного исследования.
Изучение литературы по теме диссертации даст возможность ознакомиться, что сделано предшественниками, какова изученность вопроса. Это поможет не тратить время на проблемы, которые достаточно хорошо изучены, уже разработаны. Желательно сформировать картотеку изученной литературы, сбор картотеки важен для последующего оформления списка литературы.
Наиболее интересны при работе над диссертацией литературные источники последних лет. В основном, это научные журналы. Необходимо также ознакомиться с иностранными литературными источниками. По поводу того, как надо работать с литературой, в первую очень необходимо обратиться на кафедру, к своему научному руководителю, к кафедре.
Желательно в самом начале обучения ознакомиться с несколькими диссертациями в диссертационном фонде вуза, чтобы иметь представление, как должно быть подготовлено исследование.
Работа с литературой необходимо продолжать в течение всего периода учебы в аспирантуре и, конечно, позже, если человек выбрал научную стезю.
Определение темы диссертации.
Если аспирант сумеет, не теряя время, определиться с темой диссертации, это поможет быстрее приступить к работе с литературой, к организации опытов, экспериментов. Этому вопросу должна быть задана определенная направленность. На выбор темы большое влияние может оказать возможность организации исследования.
После того, как определена тема, она утверждается на заседании кафедры, затем Ученом Совете вуза. Аспиранту необходимо проконтролировать этот процесс, соответствующие документы должны лежать в личном деле аспиранта.
В процессе учебы тема может приобрести другое направление, отличное от первоначального.
Распределение времени в аспирантуре.
В первый год обучения в аспирантуре необходимо посещать занятия по философии и иностранному языку.
Занятия по философии дадут возможность лучше разбираться не только в современной философии, но и в литературе, искусстве, политике, в устройстве общества, особенностях духовной жизни разных народов.
Занятия по иностранному языку дадут возможность читать труды зарубежных авторов по специальности.
Период учебы в аспирантуре - время, когда надо учиться, пока учат.
Но деятельность аспиранта не завершается посещением занятий. В первый же год учебы надо приступать к организации научного исследования.
В конце первого года учебы желательно сдать экзамены по философии и иностранному языку. Для этого необходимо в положенный срок подать заявление в аспирантуру.
В конце каждого года аспиранты должны отчитаться о проделанной работе на заседании кафедры, т.е. пройти аттестацию, по итогам которой переводят или отчисляют.
На второй год обучения аспирант обязан продолжить проведение эксперимента, сбор данных, их обработку и на их основе провести анализ полученного материала. Целесообразно каждый промежуточный этап работы (исследование - результаты - обсуждение результатов) оформлять в виде научной статьи. Это даст необходимый опыт преподнесения полученных данных при написании диссертации.
На втором году обязательно надо принимать участие в научных конференциях, чтобы докладывать свои результаты, т.е. иметь возможность публиковаться. Кроме того, на втором же году надо пройти педагогическую практику. Желательно большую часть работы сделать на 2 году учебы.
На третьем году обучения необходимо обработать данные, сделать выводы.
Выступления на конференции дают возможность докладывать свои данные большому количеству людей, получить опыт общения с аудиторией. Умение выступать публично поможет и на защите.
Одним из важных условий подготовки диссертации является наличие актов внедрения научного исследования в практику. Можно также оформить рационализаторское предложение, патенты на изобретение и т.д.
Необходимым требованием к аспиранту является прохождение педагогической практики, т.е. аспиранты должны себя почувствовать в роли преподавателя.
Обучение в аспирантуре дает возможность общаться с умными и опытными интеллигентными людьми. Желательно перенять их опыт для будущей профессиональной деятельности, посещать их лекции, учиться педагогическому мастерству.
Большую пользу принесет посещение публичных защит диссертаций по специальности. Присутствуя на процедуре защиты, можно отметить объем и глубину исследования или, наоборот, несостоятельность, несовершенство отдельных положений диссертации.